СТЮ – это особые рельсовые автомобили (пассажирские, грузовые, грузопассажирские) на стальных колёсах, двигающиеся по рельсам-струнам, размещённым на опорах. Особая технология рельсо-струнной путевой структуры позволяет такому транспорту развивать скорость движения до 450 – 500 км/час.
Трассы СТЮ могут быть приспособлены для движения навесным способом – автомобиль перемещается сверху по двум рельсам-струнам, или же подвесным – автомобиль подвешен снизу к двум или одному струнному рельсу.
Рельс-струна спроектирована таким образом, что провисы струны в навесном СТЮ на пролётах в 20 – 50 метров составляют 10 – 50 мм и «зашиты» внутри пустотелого рельса, который установлен на пролёте наоборот – с противовыгибом вверх, что компенсирует деформацию пролётного строения под нагрузкой. При этом струна и корпус рельса объединены друг с другом механически и специальным бетоном. Это позволяет добиваться особой ровности пути, а, следовательно, – высоких скоростных показателей. В то же время для городских трасс может быть реализован вариант подвесного СТЮ со специально рассчитанным провисанием рельса-струны на пролётах 500 – 1000 метров, что обеспечит высокие показатели энергетической эффективности, так как для набора скорости и для торможения между соседними станциями «воздушного метро» будет использована гравитация.
Рельсо-струнная путевая структура СТЮ отличаются устойчивостью к широкому диапазону температур окружающей среды (от –70⁰С до +100⁰С при нагреве на солнце), а также к различным погодным условиям: дождь, снег, сильный шквалистый ветер, град, обледенение, туман, землетрясение, цунами и так далее.
Уникальность и особенности СТЮ
Работа над СТЮ ведётся в России на протяжении более 36 лет.
На данный момент все основные его узлы и элементы прошли всесторонние испытания и соответствуют требованиям российских СНИПов и ГОСТов, а также требованиям, предъявляемым к транспорту нормативами ООН, ЕС и США. Система СТЮ защищена отечественными и международными патентами, создана научная школа, выполнен комплекс лабораторных, стендовых и полевых испытаний на полигоне, построенном в 2001 году в подмосковных Озёрах. Испытаны десятки моделей масштаба 1:15, 1:10, 1:5, осуществлён комплекс аэродинамических испытаний моделей высокоскоростных вариантов исполнения подвижного состава (масштаб 1:5) в аэродинамической трубе.
Введение в эксплуатацию трасс струнного транспорта Юницкого позволит свершить революционные изменения как в комфортабельности пассажирских перевозок, так и в логистике, существенно ускорив процесс транспортировки пассажиров и грузов. Вместе с тем, СТЮ отличается от существующих транспортных систем в 5 – 10 раз меньшей капитало- и ресурсоёмкостью, а также высокой энергоэффективностью. Так, в сравнении с автотранспортом и высокоскоростной железной дорогой показатель энергозатрат в соответствующих классах СТЮ ниже в 5 – 10 раз, а в сравнении с авиатранспортом и поездами на магнитной подушке – в 10 – 15 раз! Уместно было бы сравнить СТЮ с городским подземным метрополитеном, однако затраты на него в 20 – 30 раз будут меньшие, чем на подземку.
Технологии СТЮ позволяют прокладывать маршруты в самых неприспособленных для других видов транспорта условиях – в болотах, песках, через водные преграды, по горной местности, тайге, вечной мерзлоте и прочих.
Срок службы СТЮ составляет 50 лет и более и за это время система не требует очистки путей в зимний период, а также ремонтных работ в летний, что существенно снижает эксплуатационные издержки – до 3 – 5 раз в сравнении с традиционными видами транспорта. Окупается трасса СТЮ в среднем от 2 до 5 лет.
Простота технологии СТЮ позволяет реализовать практически любой проект в сроки до 2 – 3 лет с момента начала его финансирования, обеспечив пропускную способность трассы до 500 тысяч пассажиров и 500 тысяч тонн грузов в сутки.
Экономические аспекты СТЮ